В теплые августовские сумерки я сидел в редакции и смотрел в окно на веселые вереницы автомобилей. Лето проходит, а отдохнуть толком так и не удалось. Дачные вылазки не в счет, да и было их не больше, чем пальцев на руке. В таком меланхоличном настроении я готовился отбыть домой, предвкушая вечер с друзьями и пивом... Звонок. Это была Виктория Павлова из Volvo Car Russia - главная там по маркетингу. Речь ее была краткой и ясной. Деловой человек.
- Мы устраиваем четырехдневный пробег на полноприводных Cross Country V70. Маршрут - Москва-Селигер-Москва. Форма одежды - спортивная, условия - спартанские.
- Поедешь?
- Конечно, да.
- Сбор в десять утра...
День первый.
Я твердо решил, что к 10.00 буду как штык в офисе представительства Volvo. Надо сказать, что "как штык" - это для меня не характерно, я постоянно куда-нибудь опаздываю, застревая в автомобильных пробках. Прямо злой рок какой-то. Что же, есть шанс отличиться - машина остается в гараже, а время пути от моего "Ясенево" до "Речного вокзала" вполне поддается расчету...
Я опоздал на сорок минут. Общественный транспорт в лице метро обошелся со мной самым гнусным образом. Поезд еле тащился, постоянно останавливаясь, а меня все больше охватывало отчаяние. Когда я, мысленно кляня судьбу, вбежал, взмыленный, в офис, всех уже развели по автомобилям. Что делать? К счастью, Виктория оказалась на месте. Испепелив меня взглядом, вручила карту и подвела к машине - новенькой, сверкающей золотистым металликом Volvo Cross Country V70.
Пробег стартовал, когда я только начал загружать продукты. Хорошенькое дело, не хватало еще последним приехать - вот будет конфуз!
Наконец я занял место пилота, рядом расположилась барышня из "Совершенно секретно". Зовут Елена. Договорились, что ближайшие два часа буду рулить я - чтобы успеть в Торжок к обеду, назначенному на 14.00.
Некоторое время ушло на подгонку кресла - благодаря множеству электрических приводов удалось устроиться вполне "анатомично". Бегло осмотрел салон. Красота! Бежевая кожа с изысканной фактурой на сиденьях, дорогие материалы пастельных оттенков в облицовке, передняя консоль в строгих серых тонах... Оценивать звуковое и климатическое "сопровождение" пришлось уже на ходу. Все в порядке - мощная магнитола с CD-проигрывателем и девятиканальным усилителем, температура регули-руется раздельно для водителя и пассажира. Но главное - 200 сил под капотом в сочетании с полным приводом. Плюс автоматическая коробка.
Запас по мощности ощущается даже на самых низких оборотах. В салоне тишина. Пора ее нарушить - заряжаю в проигрыватель компакт-диск. Звук хорош...
Первая отметка на трассе - Ленинградское шоссе, выезд из Москвы. Пытаюсь ехать максимально быстро - так, чтобы ускорение вжимало в кресло. Удается легко. Машина загружена под потолок, но 200 лошадей и турбина делают свое дело исправно. Скорость приближается к 140. Знаю, что нарушаю правила, но нужно наверстывать упущенное.
Наконец-то миновали Зеленоград. На трассе стало свободнее - можно ехать и побыстрее. Проверим, на что способна эта машина. Предупреждаю Елену - мол, так надо, не бойся и держись крепко. Вот как раз прямой участок, почти без грузовых машин. 140...150...160 км/ч. Стыки, выбоины, прочие неровности - все это остается за бортом, подвеска превосходно с ними справляется. Кузов почти неподвижен, только в поворотах слегка раскачивается. 190 км/ч - имеет место легкая болтанка на выходе из виража. Спокойно. Это всего лишь ветер и неровности покрытия - машина дорогу держит, полный привод все-таки. Единственное, что немного настораживает, так это легкость руля. Малейшее неточное движение - и можно улететь. Впрочем, проблем с тем, чтобы "прочувствовать" угол поворота, нет.
На спидометре уже под 200. Автомобиль еще активнее реагирует на порывы ветра. Так и должно быть - это же не спортивный седан с маленьким клиренсом. Все, пока достаточно - сбрасываю скорость до комфортных 140 км/ч и начинаю поглядывать по сторонам. Обычная картина - покосившиеся домики, краснокирпичные усадьбы и множество придорожных торговцев с разнообразным товаром.
А вот и дым. Окна - закрыть, климат-контроль и габаритные огни - включить. Скорость - 100. Вместо деревьев из земли торчат обугленные головешки, ничего живого не осталось - словно совсем недавно здесь грохнулся метеорит вроде Тунгусского. Зловещее зрелище... Мы проехали в сплошном бело-сером смоге несколько километров, но едкого удушливого запаха так и не почувствовали - салонные фильтры работают отменно. Честь и хвала инженерам Volvo.
Миновав непригодный для полетов участок трассы, набираю скорость. Через несколько минут показались обошедшие меня на старте машины. Есть, догнал. Приветственно посигналив коллегам, ухожу вперед. Кто там еще впереди? Кажется, Григорий Погосян. Это ас - его так просто не возьмешь. Несколько минут преследования ничего не дают. Впереди ремонтные работы, сужение трассы и какой-то мостик. Скорость падает. Усматриваю в потоке лазейку и ныряю туда - ас Погосян остается позади, заблокированный машинами.
Педаль в пол. Вырвался, как говорят, на простор. И тут Елена предложила поменяться ролями - теперь я буду штурманом, а она - пилотом. Перенастроив под себя кресло, Лена рванула вперед. Ясно было, что и ей машина очень понравилась. Да что там - она была от нее просто в восторге. Мое же состояние резко ухудшилось. Сидя в кресле пассажира, я то и дело "притормаживал" вместе с Еленой - инстинктивно давил на велюровый коврик ногами. Признаюсь честно, будь на ее месте сам Шумахер, я бы и ему "помогал"...
Въехали в Торжок. Он расположен на реке Тверце - притоке Волги, и впервые упоминается в русских летописях 1139 года (как Новый Торг). Типичный древний верхневолжский городок - старинные усадьбы, храмы, монастыри... Брожу по улицам - любуюсь, а заодно поджидаю отставшие экипажи. Приятно в провинции - ритм жизни неспешный, покой и умиротворение...
Наконец все собрались - идем в ресторан обедать. Местная кухня оказалась весьма достойной, не затронутой практикой "фастфуда" - все из свежих натуральных продуктов и при этом вкусно. Основательно подкрепившись, дружной колонной двинулись в сторону Селигера.
Дорога до знаменитого озера оказалась чудо как хороша: только-только уложенный асфальт, ни колдобинки - что твой автобан. Чем и не преминули воспользоваться участники автопробега. Машины безо всяких помех летели на предельной скорости. Да и то сказать - уже желтеющие кроны деревьев сигнализировали о приближающейся осени и словно понуждали нас торопиться - чтобы успеть с толком использовать последний кусочек летнего сезона.
Общий сбор был объявлен в "Хижине". Это элитный загородный клуб - 5 га территории на берегу залива Хатин Бор, в 30 км от города Осташков. По прибытию на место назначения все кинулись расставлять палатки под руководством Михаила Плотникова (радио "Серебряный дождь"). Пришлось вспомнить пионерское дет-ство и студенческую юность. Старались как могли - получился очень милый палаточный городок. А потом был костер с соответствующими трапезой и обсуждением животрепещущих тем - от особенностей автомобилей Volvo до смысла жизни и законов мироздания. Все как положено. Спать разбрелись под утро - по VIP-номерам. Палатки остались нетронутыми - как выяснилось, их включили в программу в качестве розыгрыша. Идея госпожи Павловой.
День второй.
Поскольку первая половина дня была объявлена свободной, многие решили проигнорировать завтрак и показались в поле зрения лишь к обеду. Горстка энтузиастов-рыболовов на заре отправилась с удочками на озеро. Клев был. Тот же Плотников наудил столько, что решил устроить на ужин уху. Но не получилось - помешал кот Мазут. Его наглую черную морду несколько раз видели возле ведра с рыбой. Когда спохватились, было поздно - ревизия показала, что рыбы на всех не хватит. Валерий Шилков из журнала Inflight Review в сердцах схватил ружье, чем вызвал легкий переполох - все-таки Мазута было жалко. Но оказалось, что Валера просто хотел пострелять по банкам. Идея нашла всенародную поддержку. Когда с банками было покончено, перешли на надувные шарики. Но те оказались с логотипом Volvo - использовать такие в качестве мишени не было бы политкорректным. В результате массовому расстрелу подверглись их безымянные собратья.
После обеда все погрузились на корабль и вышли в озеро. Погода испортилась - моросящий дождь, ветер, но все равно разглядывать Селигер с верхней палубы было интересно. Надо сказать, что в озере есть более 150 живописнейших островов, а прибрежная полоса изрезана заливами самой причудливой формы. Красота неземная, как в сказке.
День третий.
Утром третьего дня после завтрака мы отправились к истоку Волги. Каждый экипаж должен был самостоятельно, ориентируясь с помощью карты и легенды, прибыть в указанный пункт. Маршрут выдался не из легких. Прекрасно асфальтированное покрытие быстро кончилось, и началось что-то невообразимое. Представьте себе, что по дороге прошел полк тяжелых танков, изрезав ее в стиральную доску, после чего дорогу щедро присыпали смесью из пыли, гравия и керамзита. Какой-то испытательный полигон. И так более 200 километров.
Трясло сильно - до тремора в руках. Казалось, подвеска не выдержит. Амортизаторы просто не успевали отработать все, что попадалось под колеса в этой дорожной смеси... Оптимальной скоростью оказались 90 км/ч, тогда большинство колдобин и неровностей остаются вне кузова машины - съедаются подвеской. При этом она строчила, как игла на швейной машинке. Казалось, что вот-вот сдадутся амортизаторы, а вместе с ними пружины и резиновые сайлент-блоки. Но все работало, как часы. Отдельные срывы задней оси на виражах - не в счет, стоило сбросить газ, как все приходило в норму. И никаких повреждений в подвеске. Запас прочности у Cross Country V70 даже для наших дорог достаточно велик. Этой машине все нипочем.
После полутора часов тряски мы прибыли к истоку Волги. Изрядно изнуренные, все-таки побродили по дивным окрестностям и даже побеседовали о вечном и земном с приветливыми местными жителями. Видели великолепный деревянный храм, собранный без единого гвоздя - потемневший от времени, но вполне крепкий. Основание сложено из огромных бревен - деревьям было никак не меньше ста лет. Всласть налюбовавшись древним зодчеством и отведав великолепной сметаны, мы двинулись в обратный путь вдоль побережья Селигера - в "Хижину", на прощальный ужин.
День четвертый.
Утро последнего дня. В 9.00 общий завтрак: блинчики, омлет, овсяная каша, булочки и кофе. Настроение отличное. Собираемся в путь - в Нилову Пустынь.
Дорога после того кошмара, что был накануне, показалась в целом довольно приличной. Встречались места с почти идеальным покрытием, но хватало и участков со сложным грунтом и большим количеством камней, где выше 70 не поедешь. Не обошлось также без крутых виражей, спусков с полным перекрытием встречной полосы кустами и деревьями, неожиданных мостиков, опасных кюветов. Постоянно приходилось осторожничать.
Впрочем, на последнем этапе никто уже не устраивал бешеных гонок. Двигались степенно, часто останавливались, любуясь окрестностями - иногда получались просто пикники какие-то. Да и погода располагала.
Нилова Пустынь - место магнетическое. Остров с большим храмом и монастырем, соединенный с берегом длинным узким перешейком. И опять - красота, лишающая дара речи. Сюда бы приехать хотя бы на неделю, отрешиться от суеты, о душе подумать...
Пора в обратный путь. В Москву. Было воскресенье, и перспектива провести в пробках на Ленинградском шоссе несколько часов, пусть и в комфортабельном автомобиле, меня, мягко говоря, не радовала. Решили возвращаться через Ржев и далее по Волоколамке - менее, как казалось мне, оживленной трассе. Не тут-то было. После Волоколамска началось обычное для ведущих в столицу шоссе столпотворение.
Добрались до офиса часам к шести. Живые и здоровые, хотя и порядком измотанные, конечно. Неплохое закрытие летнего сезона получилось, нечего и говорить. Что касается меня лично, то эти четыре дня с лихвой компенсировали все неслучившиеся со мной в этом году летние радости. За что, само собой, огромная благодарность господину Бенгту Карлссону, Виктории Павловой и всем ребятам из Volvo Car, организовавшим это чудесное приключение.